+8 (918)500-92-88
Новочеркасск, ул. Шумакова, д.31
МБДОУ детский сад № 7

Система коррекционной работы по программе Н.В. Нищевой

03.02.2018
03.02.2018

 

Средняя логопедическая группа

(1-й год обучения)

Старшая логопедическая группа

(2-й год обучения)

Подготовительная к школе группа

(3-й год обучения)

                                                                          1 -й раздел. Звукопроизношение

  I квартал             (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б],  [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в],  [ф] и их мягких ва­риантов.

2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях:ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д.

3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

                   IIквартал

        (декабрь, январь, февраль)

Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.

Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее четких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], |ф| и их мягких вариантов.

           III квартал                   (март, апрель, май)

1.Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.

2. Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи у всех детей.

3. Начать формирование правильной   артикуляции   шипящих звуков и звука [р].

 

                    I квартал

1.Закрепить в речи чистое произношение свистящих звуков.

2.Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков у всех детей и начать их автоматизацию в слогах и словах.

3.Формировать правильную артикуляцию звука [р] у всех детей.

                

                IIквартал

1. Продолжить у всех детей автоматизацию шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи.

2.Закончить формирование правильной артикуляции звука [р] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах и словах.

3.Формировать правильную артикуляцию звука [р'] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах и словах.

                III квартал

1.Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей.

 

2. Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков
в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах.

3. Закончить автоматизацию звука [р] у всех детей.

4.Формировать правильную

артикуляцию звука [р'] и его автоматизацию.

5. Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л'] и их автоматизацию.

 

                            I квартал

 

1. Уточнить произношение гласных и наиболее легких соглас­ных звуков у вновь поступивших детей.

2. Сформировать правильное произношение звуков и начать их
автоматизацию у вновь поступивших детей.

3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.

 

                        IIквартал

           

1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.

2. Формировать правильное произношение шипящих и сонор­ных звуков у вновь поступивших детей.

 

                         III квартал

1. Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.

 

                                                                      2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

 I квартал

1.Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак — погремушка).

2.Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

3.Работать над двусложными, а потом над трехсложными сло­вами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).

                  II квартал

1.Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.

2.Работать над односложными словами из закрытого слога.

                    III квартал

1.Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.

2.Работать над двусложными словами с закрытым слогам (бидон,вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале,середине, конце (стена, паста, аист).

            I квартал

1. Работать над двусложными словами с закрытым слогом и сте­чением согласных (фонтан, стакан).

            II квартал

1. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (мо­лоток, утенок).

           III квартал

1.Работать над  трехсложными словами со стечением согласных
(аптека).

2.Работать над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, сомосвал).

 

                 I квартал

1.Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).

2.Работать над односложными словами со стечением согласных
в начале и конце слов (слон, мост).

3.Работать над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка).

               II квартал

1. Работать над четырехсложными словами из открытых слогов (кукуруза).

               III квартал

1. Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, градусник, перекрес­ток, температура).

 

                                                                    3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

                             I  квартал

1.Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].

2.Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа].

3.Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах различать слова с начальными ударными [а], [у].

                          II квартал

1.Учить детей выделять из ряда звуков гласные [о], [и].

2.Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], [ио], [ао], [оа], [уо], [оу], [иу], [уи].

3.Учить детей выделять начальные ударные звуки [у],  [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о].

                          III квартал

1.Упражнять детей в выделении звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков.

2.Учить выделять конечные, а затем начальные согласные [т], [п], [н], [м], [к] в словах.

3.Упражнять детей в анализе и синтезе обратных слогов: ап, оп, уп, ип; ат, от, ут, ит; ак, ок, ук, ик и т.д., а затем и прямых слогов: та, то, ту, ти и т.д.

4.Дать детям представление о гласном и согласном звуках, их различиях.

5.Учить детей подбирать слова на заданный согласный звук.

 

                   I  квартал

1.Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а],
[у], [о], [и] в словах; в выделении согласных [т], [п], [н], [м], [к] из ряда
звуков; в выделении конечных согласных [т], [п], [н], [м], [к] в словах.

2. Закрепить навыки, сформированные в средней группе.


3. Познакомить детей с согласными звуками: [б], [д], [г], [ф], [б'], [д'], [г'], [ф']. Научить детей выделять их из ряда звуков, слогов, слов, анализировать обратные слоги с ними.

5. Дать представление о твердости — мягкости, звонкости—глухости согласных.

6. Учить выделять пройденные согласные из слов.

                        IIквартал

1.Познакомить детей с согласными звуками [в], [х], [в'], [х'], [с], [з'] [c'], [з']. Научить выделять эти звуки из ряда звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними.

2. Познакомить детей с гласным [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов.

3.Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.

4.Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.

5.Упражнять детей в членении на слоги односложных, двуслож­ных и трехсложных слов. Ввести понятия: «слово», «слог».

6.Ввести понятие «предложение». Учить составлять графические
схемы предложений без предлогов.

  1. Познакомить с некоторыми правилами правописания: раздельное написание слов в предложении; употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных; точка в конце предложения.

            III квартал.

1. Уточнение и закрепление знаний сформированных в предыдущем квартале.

2.Познакомить детей со звуками [ш], [ж]; научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов. Познакомить детей с гласным [э]. Научить выделять его из ряда звуков. 3.Познакомить детей с правилом правописания: жи-ши пиши с буквой И.

4. Научить звуковому анализу и синтезу слов типа: кит, лось.

5.Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова).

6.Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предло­жений без предлогов.

 

              I  квартал

1. Продолжить работу, начатую в средней группе, закрепить полученные ранее знания.

2.Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон.

3.Познакомить с новым звуком [й]. Упражнять в выделении этого звука из слова, в подборе слов с этим звуком.

4.Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога. Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.

            II квартал

1.Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.

2.Познакомить с новыми звуками [ц], [ч], [щ]. Упражнять
в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими
звуками.

3.Познакомить детей с правилами правописания: ча-ща пиши с
буквой -А-, чу-щу пиши с буквой -У.

4.Закрепить умения, сформированные на предыдущем этапе.

            III квартал

1.Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов
типа: трава, миска, машина.

2.Познакомить детей с новыми звуками: [л], [л'], [р], [р']. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.

3.Сформировать представление о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

4.Учить членить на слоги четырехсложные слова.

5.Учить анализировать простые
предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в состав­лении графических схем предложений.

6.Закрепить знания известных правил правописания. Совершенствовать навыки, полученные в 1-2 кварталах.

 

                                                                      4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

                        I квартал

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, ше­потом.

3. Выработать правильный темп речи.

4.Работать над четкостью дикции, плавностью речи.

5.Начать работу над интонационной выразительностью речи.
6.Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи,
мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.

                    2-3 квартал

1. Продолжить работу по всем направлениям, названным в 1 квартале.

2.Стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию.

                    

                  

 

 

                        I квартал

 1.Продолжать работу по воспитанию правильного физиологи­ческого и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе.

2.Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.

3.Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.

4.Активно работать над интонированием речи; развивать тем­бровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диа­логах..

5.Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

                        2 -3 квартал

1.Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на уви­денное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.

Использовать чистоговорки, потешки, с отработанными звуками, для совершенствования чёткости дикции, воспитания правильного физиологического и речевого дыхания.

3.Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

 

                I квартал

1.С детьми, посещающими группу 3-й год, продолжить работу по развитию речевого дыхания.

2.Начать работу с вновь поступившими детьми по формирова­нию правильного речевого дыхания.

3.Продолжить работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

4.Учить детей  произвольно изменять силу голоса:  говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

5.Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизациях.

6.Учить детей говорить в спокойном темпе.


7.Продолжить работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

                      2 -3 квартал

1.Развивать длительность речевого выдоха.

2.Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью
дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном об­щении.

3.Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое
и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

 

                                                                                                            5-й раздел. Лексика

                      1 квартал

Лексические темы:  «Осень». («Названия деревьев», «Дикие животные осенью».) «Огород». («Овощи», «Домашние животные осенью».),  «Сад». «Фрукты».  «Лес». «Грибы и лесные ягоды», «Игрушки», «Одежда», «Обувь».

 «Квартира», «Мебель», «Кухня», «Посуда».

  1. Обобщить первичные представления детей об осени по су­щественным  признакам  сезона:   состоянию  погоды   и  основным
    осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, прилагательные обозначаю­щие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено; хмурый, дождливый.

2.Учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам,характерным особенностям стволов.

3.Ввести в словарь существительные — названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

4.Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет,размер, запах, вкус).

  1. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

6.Закрепить в речи детей существительные с обобщающим зна­чением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.

  1. Ввести в словарь прилагательные — названия цвета: красный,желтый, зеленый.

Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.

  1. Создавать ситуации для обогащения словаря  в различных
    видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ —слово»).

2 квартал

Лексические темы

 «Зима», «Зимующие птицы», «Комнатные растения», «Новогодний праздник». «Домашние птицы», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Профессии. Продавец», «Профессии. Почтальон», «Транспорт».

 «Профессии на транспорте».

  1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях не­ живой природы зимой.

Закрепить знание белого цвета.

  1. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.
  2. Учить различать и называть комнатные растения по призна­
    кам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, раз­
    меру).

Ввести в словарь существительные — названия комнатных рас­тений: толстянка, розан, герань, кактус.

4.Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зим­ними условиями и особенностями поведения зверей.

5. Расширить представления детей о новогоднем празднике.

6.Привлечь внимание детей к труду взрослых, его обществен­ному значению. Дать детям представление о профессиях продавца,
почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.

                3 квартал

Лексические темы

«Весна», «Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Первые весенние цветы».«Цветущие комнатные растения», «Дикие животные весной», «Домашние животные весной», «Птицы прилетели». «Насекомые», «Рыбки в аквариуме».

 «Наш город», «Моя улица», «Правила дорожного движения», «Лето», «Цветы на лугу».

  1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки,
    появление травы).

Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их.

  1. Познакомить детей с первыми весенними цветами: мимозой,подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в сло­варь.
  2. Дать детям представление о профессиях мам.
    4. Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.

5.Познакомить детей с цветущими комнатными растениями. На их примере уточнить представления о биологических процессах в
природе.

6.Расширить представления о жизни диких животных весной
(выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание).Закрепить в речи названия животных и их детенышей.

7.Расширить представления о жизни домашних животных­, о труде людей по уходу за домашними животными.

8.Расширить представления о птицах, их образе жизни; устаноиить связь между изменением природных условий и прилетом птиц.

  1. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их.
    10.       Расширить представления детей об аквариумных рыбках, на­учить узнавать рыбку по характерным признакам.

11.Расширить представления детей о родном городе. Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.

  1. Обобщать представления детей о лете и летних явлениях в
    природе.
  2. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 квартал

Лексические темы

Повторяются темы 1 квартала средней группы, при этом они несколько расширяются, углубляются.

1. Сформировать представление об осени как времени года, о су­щественных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках.

  1. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах.
  2. Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их
    существенных признаках,  материалах,  из которых они  сделаны.
    6.Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
  3. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.

              

                          2 квартал

Лексические темы

 «Зима», «Зимующие птицы»,«Домашние животные зимой»,«Дикие животные зимой», «Новый год», «Мебель»,«Части мебели», «Транспорт грузовой и пассажирский»,«Профессии на транспорте»,«Детский сад.  Профессии. Трудовые действия», «Ателье.  Швея.  Закройщица.  Трудовые дейст­вия», «Стройка. Профессии. Трудовые действия», «Наша армия».

1. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, о повадках зимующих птиц, их
поведении в разную погоду.

  1. Расширить и углубить представления детей о зимовке диких и  домашних животных,  установить связи  между особенностями

внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.

  1. Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте.
  2. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников транспорта, дет­ского сада, ателье, стройки. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь существительные – названия профессий, соответствующие глаголы: водить, лечить и т.д.

                   

                     3 квартал

Лексические темы: «Весна. Приметы весны. Прилет птиц», «Комнатные растения», «Речные, озерные и аквариумные рыбы», «Наш город», «Весенние сельскохозяйственные работы», «Космос», «Откуда хлеб пришел?», «Почта», «Правила дорожного движения»., «Насекомые»,

«Лето», «Полевые цветы».


  1. Обобщить представления о характерных признаках весны:увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах,росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной.
  2. Показать, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. Обобщить представления об уходе за комнат­ными растениями весной.
  3. Уточнить и расширить представления об аквариумных рыбах, сформировать  представления   о  пресноводных рыбах,  
  4. Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях.

5. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах весной. Показать роль техники в весенних сельскохозяйственных ра­ботах.

  1. Сформировать представления о космосе, об освоении космо­са людьми.
  2. Сформировать представления о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря.
    8. Обобщить и расширить знания по тем ам, изученным в средней группе.

9. Обобщить представления о лете, его признаках, жизни жи­вотных и растений летом, отдыхе людей.

10.Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы

  1. В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов — названий свойств, действий фиксировать внимание
    на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроиз­ведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

1 квартал

Лексические темы

 «Осень». («Периоды осени. Осенние месяцы», «Де­ревья осенью».),«Овощи». («Труд взрослых на полях и в огородах».)

 «Фрукты». («Труд взрослых в садах».)

 «Насекомые». («Подготовка насекомых к зиме».) «Перелетные птицы». («Водоплавающие птицы». «Подготовка к отлету».),  «Поздняя осень». «Грибы». «Ягоды». («Сбор грибов и ягод осенью».)

 «Домашние животные и их детеныши».  «Дикие животные и их детеныши». «Осенние одежда, обувь, головные уборы». («Ма­териалы, из которых они сделаны».)

  1. Систематизировать знания детей об осени, об осенних явле­ниях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Дать знания о причинах опадания листьев.
  2. Уточнить понятия: «овощи», «фрукты». Расширить представ­ления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закре­пить знание названий основных цветов и их оттенков.
  3. Систематизировать представления детей о многообразии на­секомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, спо­собах передвижения, питания.
  4. Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водопла­вающих птицах, их поведении осенью, о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах; о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить пред­ставления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме.
  5. Уточнить и расширить представления об осенней одежде,
    обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из
    которых они сделаны.
  6. Развивать вариативность лексики, способствовать формирова­нию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

                          2 квартал

Лексические темы

Проходятся те же темы, что и в средней логопедической группе во 2 квартале. Добавляются: «Труд на селе зимой», «Инструменты», «Животные жарких стран». («Повадки, дете­ныши».)

«Животный мир морей и океанов».

  1. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить зна­ния детей о зимующих птицах.  Расширить представления о по­ведении и повадках птиц. Объ­яснить,   почему  зимой   нужно  подкармливать  птиц.   Расширить представления о жизни диких животных зимой.
  2. Уточнить понятия: мебель, посуда. Расширить представления о назначении мебели, о видах посуды, о частях, из которых состоят пред­меты мебели, о материалах, из которых сделаны мебель и посуда.
  3. Закрепить представления детей о новогоднем празднике. За­крепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в раз­ных странах.
  4. Систематизировать представления детей о транспорте, сфор­мировать представление о видах транспорта, расширить представле­ние о профессиях на транспорте.
  5. Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содер­жании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.
  6. Закрепить и расширить знания детей об инструментах, ис­пользуемых представителями различных профессий, и действиях,выполняемых с помощью этих инструментов.

7. Систематизировать и расширять представления детей о ком­натных растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыно­сливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегета­тивного размножения растений..

8. Сформировать у детей представления о жизни морей и океа­нов.


 

                         3 квартал

                  Лексические темы

 «Ранняя весна. Весенние месяцы», «Наша Родина — Россия», «Столица Родины Москва»,«Санкт-Петербург». («Родной город, село»). «Скоро в школу». «Школьные принадлежности» и др.

  1. Обобщить представления детей о типичных весенних явлени­ях в живой и неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны  с потеплением и появлением необходимых условий для жизни рас­тений и животных.
  2. Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордо­сти за Родину. Расширить представления о Москве — главном городе, сто­лице России.

Углубить и расширить знания детей о Санкт-Петербурге, об отличительных чертах города (город рек, мостов, музеев).

Познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака, К.    И. Чуков­ского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, А. С. Пушкина. Развивать инте­рес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенст­вовать умение выразительно декламировать стихи.

3.Раскрыть и углубить представления об изменениях, происхо­дящих в живой и неживой природе поздней весной.

4.Обобщить знания детей о жизни перелетных птиц поздней весной.

  1. Расширить и обобщить представления детей о школе, об уче­бе, о школьных принадлежностях.

 

                                                             6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

                         1 квартал

1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа — названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, по­суды, мебели.


 

2.Упражнять  детей   в  употреблении   формы  множественного числа имен существительных в родительном падеже.

3.Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.        

4.Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из.

5.Учить детей образовывать и использовать в речи существи­тельные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, очк-,  -очк-,  -еньк-,  -оньк-.

                       

                          2 квартал

1.Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из, по.

2.Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.

3.Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый.

                       

                          3 квартал

1.Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, по.

2.Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.

3.Учить употреблять существительные с суффиксами -онок,
-енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят,
волчат и т.д.

 

                         1 квартал

1.Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2.Упражнять детей в употреблении форм родительного, датель­ного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.

3.Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.

4.Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

5.Упражнять детей в умении подбирать слова -синонимы.

6.Формировать умение пользоваться несклоняемыми существи­тельными: пальто, кофе, какао и т. д.

                      

                        2 квартал

  1. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле.

 

2.Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

3.Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прила­гательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

4.Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующие ее.

5.Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова по темам «Дикие животные» и «Домаш­ние животные».

                         3 квартал

1.Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (по темам
«Рыбы», «Насекомые», «Полевые цветы»).

2.Продолжать работу по обучению образованию и практическо­му использованию в речи притяжательных прилагательных (по темам «Перелетные птицы весной», «Рыбы»), относительных прилагатель­ных (по теме «Откуда хлеб пришел?»).

3.Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги (по всем темам).

4.Учить согласовывать числительные два и пять с существитель­ными (по темам «Рыбы», «Насекомые», «Полевые цветы»).

5.Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе (по темам «Весенние сель­
скохозяйственные работы», «Откуда хлеб пришел?»).

 

                  1 квартал

1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать
в речи существительные в единственном и множественном числе  (темы:   «Деревья»,  «Овощи»,   «Фрукты»,   «Насекомые»,  «Птицы», «Животные», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»).

2.Продолжать работу по обучению согласованию прилагатель­ных с существительными, по практическому употреблению относи­тельных и притяжательных прилагательных в речи.

3.Закрепить умение правильно употреблять в речи простые
предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать
у детей умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.

4.Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать и т. п.) и начать обучать их образованию и практическому употреблению.

                  2 квартал

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе по различным темам.

2.Познакомить детей со способами словообразования (по теме «Посуда»).

 

3. Продолжать работу над обучением образовывать и употреб­лять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозна­чающие трудовые действия (по всем темам).

                      

                  3 квартал

1.Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам).

2. Закрепить правильное использование в речи простых и слож­ных предлогов (по теме «Перелетные птицы»).

3.Учить согласовывать притяжательные местоимения с сущест­вительными   (темы:   «Санкт-Петербург»   («Родной   город,   село»),«Мамин праздник», «Школьные принадлежности»).

4.Совершенствовать умение образовывать сравнительные при­лагательные (тема: «Перелетные птицы»).

 

                                                                                              7-й раздел. Обучение связной речи

                    1 квартал

1.Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.

2.Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реак­ции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов.

3.Учить детей составлять простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке).

4.Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об овощах, фруктах, грибах,
диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели.

                   

                     2 квартал

1.Заниматься совершенствованием диалогической речи.

2.Закрепить умение повторять рассказ из 2—3 предложений. Уп­ражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний
о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.

3.Учить детей пересказывать тексты из 2—3 простых предложе­ний.

                    

                    3 квартал

1.Учить детей составлять рассказы из 3 предложений о предмете по картинке, сначала предметной, а потом сюжетной.

2.Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и пра­вильно отвечать на них.

3.Поддерживать общение между детьми, учить детей выслуши­вать друг друга до конца

 

                                1 квартал

1.Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них. Помочь
перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучас­тия к сотрудничеству.

3.Развивать умение пересказывать небольшие тексты по пред­ложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описа­ния по всем лексическим темам по предложенному плану.

                               

                               2 квартал

1. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, со­ставлять рассказы-описания и загадки-описания по предложенному плану (по всем лексическим темам).

2.Обучать составлению рассказов из 2—3 предложений по кар­тинке с использованием данного плана.

                          

                             3 квартал

1.Развивать у детей навыки связной речи при составлении рас­сказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2—3 кар­тинок и по картинке, в творческих пересказах.

2.Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

 

 

                            1 квартал

1.Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказы­вать о переживаниях, впечатлениях.

2.Учить распространять предложение.

3.Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и
формирование не только познавательного интереса, но и познава­тельного общения.

5.Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.

6.Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.

 

                       2 квартал

1.Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно со­ставленного плана; по серии картин, по картине.

2.Учить детей составлять рассказы из личного опыта, расска­зывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

3.Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения.   Развивать ком­муникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей
в игре. Формировать коммуникативные навыки.

4.Совершенствовать навык пересказа.

Учить правильно строить и использовать в речи сложнопод­чиненные предложения

                       3 квартал

1.Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, опи­сательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, расска­за из личного опыта.

2.Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

3.Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые
интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в  повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

4.Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они
видели.

 

                          8-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

                                                        1 квартал

1.Закрепить навыки счета в пределах пяти с участием слухового и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные в пределах пяти.

2. Учить детей различать контрастные и смежные части суток, определяя их последовательность. Закрепить в речи названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Ввести в речь наречия: вчера, сегодня, завтра.

3.Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу, влево, вправо, около, рядом.

  1. Учить детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Ввести в словарь сравнительные прилагательные: выше, ниже, шире, длиннее, короче.

                      2 квартал

1.Продолжить совершенствование навыков счета в пределах пяти. Продолжить закрепление в речи порядковых и количественных
числительных в пределах пяти.

2.Продолжить закрепление в речи названий частей суток и на­речий: вчера, сегодня, завтра.

3.Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Закрепить в речи наречия: слева, справа, вверху, внизу и др.

4.Продолжить с детьми работу по сравнению предметов. Учить детей сравнению численности множеств. Ввести в речь слова: одинаково, больше на, меньше на.

                  

                    3 квартал

1. Учить уравнивать неравные группы предметов двумя способами: добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей
группы лишний предмет.

2.Учить детей сравнивать предметы по двум признакам.


3. Учить детей сравнивать до пяти предметов разной длины, вы­соты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке по
длине, по высоте.

Ввести в речь степени сравнения прилагательных: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий.

4.Познакомить детей с треугольником, учить узнавать и назы­вать его.

5.Упражнять детей в определении направления от себя, обозна­чении словами положения предмета по отношению к себе: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа.

Закрепить знания детей о частях суток, их последовательности.

                                 1 квартал

1.Познакомить детей с  составом чисел от  пяти до десяти. Учить количественному счету, продолжать учить порядковому счету,
правильному использованию количественных и порядковых числи­тельных.

2.Учить сравнению и классификации по свойствам (форма, раз­мер, материал, объем, вес и т.д.) с выделением одновременно 2—3 свойств.

3.Учить преобразованию геометрических фигур, воссозданию их из частей.

4.Учить сравнению чисел, определению количественного соста­ва чисел из единиц, из нескольких меньших чисел, делению целого
на 2, 3, 4, 5 частей.

5.Учить объяснять порядок выполнения действий.

                 2 квартал

1.Обучать сосчитыванию, сравнению, воспроизведению количе­ства предметов по образцу; обобщению 3—5 групп предметов.

2.Учить выделять сходные и отличительные признаки геомет­рических фигур, изображать отдельные элементы геометрических фигур (отрезок, точка).

3.Упражнять в сравнивании фигур, в сравнивании предметов по форме, цвету, размеру, материалу.

4.Обучать ориентировке в контрастных и смежных частях суток с использованием слов: сегодня, вчера, раньше, скоро.

5.Проводить специальные упражнения, способствующие ориен­тировке в окружающем пространстве с точкой отсчета от себя.

            3 квартал

1.Упражнять детей в составлении геометрических фигур из па­лочек и преобразовании их (по образцу и по памяти).

2.Учить ориентироваться по плану в групповой комнате, на участке.

3.Упражнять в упорядочении групп предметов по возрастанию и убыванию их численности, в решении наглядных практических задач на объединение и разъединение (на нахождение суммы и ос­татка).

4.Закрепить знание количественного состава чисел из единиц в пределах десятка.

5.Упражнять в делении целого на части, сравнении, уравнива­нии множеств.

6.Учить измерять длину различными мерками и сравнивать ве­личины на основе измерения.

 

                     1 квартал

1.Упражнять детей в распознавании и преобразовании геомет­рических фигур, воссоздании их по представлению, описанию. За­крепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, овал; названия геометрических форм: куб, шар, ци­линдр.

2.Уточнить и расширить представления детей о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10, в прямом и обратном порядке. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь
термин соседние числа.

3.Уточнить и расширить представления о временных отноше­ниях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя, понедельник,вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

4.Упражнять в измерениях с помощью условной меры и срав­нении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в класси­фикации и объединении их в множестве по трем-четырем при­
знакам.

5.Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве.
Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа.

6.Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок, загадок. При решении задач учить пользоваться знаками: +, -, =.

2 квартал

1.Учить детей классифицировать геометрические фигуры по на­личию (отсутствию) признаков.

2.Упражнять в сложении и вычитании, пересчитывании, отсчитывании по единице при решении арифметических задач, примеров.

3.Учить формулировать арифметические действия и способ их выполнения.

4.Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, ис­пользовать прилагательные: левее, правее, выше, ниже.

5.Закрепить представление о последовательности дней недели,
месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года.
Учить устанавливать возрастные различия между людьми.

6.Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предме­тов с помощью условной мерки. Закрепить в речи прилагательные: шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.

7.Упражнять в назывании последующего и предыдущего числа к названному или обозначенному цифрой.

                   3 квартал

1.Учить подбирать по образцу и называть предметы определен­ной формы, преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием линейки, шаблонов, трафаретов.

2.Закрепить в речи термины: форма, величина, площадь, объем, масса,фигура.

3.Совершенствовать умение находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 1 до 10.

4.Упражнять детей в сложении и вычитании, присчитывании и
отсчитывании по 2 при решении примеров и арифметических задач.

5. Закрепить представления о последовательности дней недели,
месяцев, об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год).

6. Закрепить представление о сравнимости и относительности
величины.

 

                                                  9-й раздел. Конструктивный праксис. Художественно-творческая деятельность

 I квартал

  1. Закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации.
    Учить детей рисовать элементы узора по мотивам народных игру­шек.

2.Учить лепить предметы из нескольких частей, правильно распо­лагая части, соблюдая пропорции. В аппликации продолжать обучение составлению изображений предметов из отдельных частей; узоров на полосе, круге, розете, четырехугольнике, последовательному их наклеиванию.

3.Расширить представление о форме предметов, их строении, цвете, учить передавать их в рисунке, лепке, аппликации.

4.Познакомить детей с иллюстрациями к произведениям детской художественной литературы (художники Ю. Васнецов, В. Лебедев).

5. Развивать у детей способность различать и называть стро­ительные детали (куб, пластина, брусок), учить использовать их с
учетом конструктивных свойств.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать лист бумаги попо­лам, совмещать стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного ма­териала.

6.Проводить пальчиковую гимнастику, упражнения с мозаика­ми, шнуровками, застежками.

Организовать специальные игры и упражнения, способствующие развитию мелких движений рук и операционно-технической стороны предметной деятельности: складывания, прикладывания, совмещения.

                      

                          II квартал

1.Повести детей к овладению конструктивным и комбиниро­ванным способами в лепке, силуэтным приемом в аппликации. Со­вершенствовать навыки работы с пластилином и ножницами.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии кар­тинок,   иллюстраций,   произведений  народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства. Закрепить умения и навыки в рисовании. Совершенствовать навыки работы карандашом и кистью.

  1. Учить преобразовывать постройки в длину, ширину, высоту. Совершенствовать навыки работы с крупными деталями (конструкторы, строительные наборы).
  2. Развитие мелкой моторики.

 

                          III квартал

1. Учить детей располагать узор, сочетать краски с фоном, со­здавать несложные сюжеты с помощью рисунка.

Учить закрашивать рисунки кистью и карандашом только в одном направлении, ритмично наносить мазки, не выходя за пре­делы контура.

2.Учить правильно передавать в рисунке расположение частей и соотнесение их по величине, изображать круглую, овальную, четы­рехугольную, треугольную формы.

3.Совершенствовать навыки и умения в лепке. Учить получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их.

4. Совершенствовать технику вырезывания силуэтным симмет­ричным способом, производя на глаз криволинейные разрезы.

Совершенствовать навыки конструирования из бумаги и из природного материала.

Продолжать работу с конструкторами, строительными наборами, мозаиками, застежками, шнуровками.

Проводить пальчиковую гимнастику.

 

 

                             I квартал

1.Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию, настроению героев художественных произведений, уме­ние соотносить увиденное с собственным опытом чувств и пережи­ваний.

2.Учить создавать орнаменты и узоры растительного и предмет­ного характера, используя ритм, симметрию в композиционном по­строении.

3.Развивать умение выделять главное, передавать взаимосвязь между   объектами,   изображать   предметы   близкого   и   среднего
плана.

4.Учить использованию цвета как средства передачи настро­ения, созданию новых цветовых тонов.

5.Учить овладению техникой обрывания для получения образа. Работать над освоением техники создания объемных изобра­жений.

6.Формировать умение создавать различные варианты построек зданий, мостов, транспорта из элементов конструкторов и строите­лей.

7.Воспитывать активное тяготение к книге.

8.Совершенствовать исполнительские умения.

Усложнить работу с более мелкими конструкторами, мозаи­ками, застежками, шнуровками. Продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков.

Предоставлять свободу и самостоятельность не только при определении замысла, но и при выборе средств деятельности.

 

                        II квартал

1. Расширить представления о русском народном искусстве (игрушки, предметы быта) Учить создавать выразительные  образы,  используя  форму,пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, подра­жая творчеству художников, передавая свои чувства и отношения. Развивать воображение, творческую фантазию при украшении объемных форм, декоративном рисовании.

2.Работать над освоением новых способов работы акварелью, гуашью (по мокрому, по сухому, кляксография, монотипия).

Совершенствовать навыки и умения детей в лепке более слож­ных по форме и строению предметов.

3. Обучать  овладению   техникой   симметричного,   силуэтного, многослойного, ажурного вырезывания.

4. Совершенствовать навык создания сооружений по схемам, моделям.

                       

                           

                       III квартал

1.Расширять и углублять представления о разных видах и жан­рах изобразительного искусства: графике, живописи. Учить отражать в рисунке, лепке, конструировании своеобра­зие стилей.

2. Учить рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, игрушки; передавать форму, пропорции предметов, располо­жение частей, окраску.

3. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, хохломской, жостовской росписи. Развивать чувство цвета при выполнении этой
работы.

4. Развивать деловые взаимодействия детей в ходе конструиро­вания, партнерские взаимоотношения.

 

             I квартал

1.Формировать у детей умение изображать линию горизонта,
линейную перспективу в сюжетном рисовании. Продолжать учить
рисовать предметы с натуры.

Расширять представления о декоративном искусстве. Учить
применять полученные знания при украшении предметов с помо­щью узоров и орнаментов.

2.Учить создавать объемные и рельефные изображения, исполь­зуя разнообразные материалы.

3.Учить передавать форму, величину, цвет в рисунке, пластич­ность в лепке, выразительность в аппликации.

4.Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.

5.Развивать воображение в конструировании из природного мате­
риала.

6.Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковой гим­настике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, кон­структорами; трафаретами, обводками по контуру.

7.Развивать художественное восприятие произведений искусства.

Формировать мотивационно-потребностный план изобрази­тельной и конструктивной деятельности.

                          

                    II квартал

 

1. Формировать представления об индивидуальной манере твор­чества некоторых художников, графиков, скульпторов.

2.Учить различать виды русского прикладного искусства по ос­новным стилевым признакам.

Сформировать представления о портрете и его видах (портрет,
детский портрет, семейный портрет, автопортрет).

3.Учить способам работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому).

4.Учить передавать динамику и статику при создании изобра­жений в лепке.

5.Работать над освоением техники многослойного и ажурного вырезывания.

6. Развивать умение придавать различным сооружениям в кон­струировании из готовых форм (геометрических) устойчивость; замещать детали, совмещать их.

7.Обучать способам работы различными инструментами: ножницами, иголкой, шилом, линейкой.


8. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гим­настиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.

                 

     III квартал

1.Совершенствовать художественные навыки в сюжетных рабо­тах (рисование, лепка, аппликация).

2.Учить технике обрывания в сюжетной аппликации в коллек­тивных работах.

3.Учить способам конструирования из различных бросовых ма­териалов.

4.Закрепить навыки создания сооружений,  конструирования
из строительного материала по схемам, моделям, заданным усло­виям.

5.Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках,
работах с трафаретами.

 

                                                                                            10-й раздел. Физическое развитие

                              I квартал

1. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки
детей. Закреплять умение ходить и бегать с согласованными движе­ниями рук и ног, ползать, пролезать, подлезать, перелезать.

Учить детей  перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой.

Закреплять умение ловить мяч кистями рук, ударять мяч об пол. Учить детей построениям.

 

                          II квартал

1. Совершенствовать координацию движений, равновесие, уме­ние следить за положением своего тела в разнообразных упраж­нениях.

2.Формировать правильную осанку.


3. Учить детей бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

4.'Развивать быстроту, выносливость.

Учить детей ловить мяч кистями рук, ударять мячом об пол правой и левой рукой.

6. Учить детей лазать по гимнастической стенке.

     

                         III квартал

1. Развивать ловкость, равновесие, точность, добиваясь правильности выполнения упражнения.

  1. Учить пролезать между рейками гимнастической стенки.

3. Формировать умения и навыки в ловле и подбрасывании мяча разными способами, в прыжках на 2-х ногах через короткую скакалку.

4. Развивать  у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, учитывать интересы товарищей.

 

 

                            I квартал

1.Развивать быстроту и общую выносливость, желание само­стоятельно организовывать и проводить подвижные игры и уп­ражнения.

2.Формировать первоначальные представления о разнообразии спортивных игр и упражнений.


3.Закреплять умение легко ходить и бегать; бегать, энергично отталкиваясь от опоры.

4.Учить лазать по гимнастической стенке одноименным и раз­ноименным способами.

5. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, сохранять равно­весие.

6. Учить сочетать замах с броском при метании.

7. Воспитывать справедливость, честность, дружелюбие, органи­зованность, самостоятельность.

 

                            II квартал

1.Совершенствовать ранее освоенные движения в играх и эста­фетах.

2.Развивать умение анализировать, контролировать и оценивать свои движения и движения сверстников.

3. Побуждать детей к активной двигательной деятельности.

4. Учить детей бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

5.Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

6.Учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой.


                      

                          III квартал

1. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навы­ки. Формировать правильную осанку.

2. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

3.Учить прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку.


4.Учить кататься на двухколесном велосипеде и самокате.

5. Развивать быстроту, ловкость, выносливость, выдержку, на­стойчивость.

7.Поддерживать интерес детей к разным видам спорта.

 

 

 

                 I квартал

1.Формировать у детей потребность в ежедневной активной двигательной деятельности.

2. Формировать правильную осанку.

Закреплять умения и навыки в спортивных играх и упражне­ниях, совершенствовать технику их выполнения.

3. Совершенствовать
ходьбу, бег, прыжки, лазание; добиваться точности и легкости выполнения движений.

4.Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении резуль­татов.

5.Развивать у детей глазомер, используя разные виды метания.

6.Совершенствовать основные движения путем введения новых,
сложно координированных видов.

 

                  II квартал

1.Совершенствовать координацию движений, равновесие.

2.Формировать навык скольжения по ледяной дорожке с разбе­га, навыки катания на санках по ровному месту и с горки по одному и парами.

3.Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процес­се подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.

 

                III квартал

1.Формировать навыки правильной осанки при статичных по­ложениях и передвижениях в играх.

2.Совершенствовать навыки катания на велосипеде.

3.Поощрять проявления самостоятельности детей в организа­ции игр, эстафет.

4.Поддерживать интерес к различным видам спорта.

 

                                                                   11-й раздел. Музыкальное воспитание

■                      I квартал

1. Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музы­кально-сенсорные способности, развивать творческие проявления в музыкальной деятельности.


2.Продолжать формировать навыки пения, движения под музы­ку, учить приемам игры на металлофоне.

3.Учить различать звуки по высоте.

4.Учить правильно передавать мелодию.

5.Учить выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пру­жинку, поскоки; ставить ногу на носок, на пятку.

6.Учить выполнять движения с предметами.

 

                             II квартал

1.Продолжать воспитывать у детей любовь к музыке, развивать музыкально-сенсорные способности.

2. Обращать внимание на темп мелодии, силу звука.

3. Учить внимательно слушать музыку, чувствовать ее характер.

4. Учить петь выразительно, протяжно, согласованно, брать дых­ание (делать вдох) между короткими музыкальными фразами.

5. Учить детей двигаться ритмично в соответствии с характером
музыки.

 

                           III квартал

1.Совершенствовать навыки пения, движения под музыку, игры на металлофоне.

2. Учить узнавать песни, пьесы по мелодии.

3. Учить различать темп музыкальных произведений.

4. Учить начинать и заканчивать песню вместе, петь с инстру­ментальным сопровождением и без него.

5. Совершенствовать умение кружиться по одному и в парах, двигаться парами по кругу, перестраиваться из круга врассыпную и
обратно.

6. Учить выполнять движения с предметами.

 

                                 I квартал

1. Развивать способность понимать содержание  музыкальных произведений разных жанров (марш, танец, песня) и эмоционально
реагировать на выраженные в них чувства.

Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и дина­мический слух, творческую активность.

2. Продолжать развивать навыки в пении и движениях под му­зыку, учить игре на детских музыкальных инструментах.

3.Учить различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня.

4.Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, лег­ким звуком в диапазоне: pе1 — до2, брать дыхание перед началом  песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, петь меццо форте и пиано.

5.Учить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Учить танцевальным движениям:  поочередно  выбрасывать ноги вперед в прыжке, делать приставной шаг с приседанием.

 

                              II квартал

1.Учить танцевальным движениям: шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.

Закрепление сформированных ранее умений  по данному разделу.

 

                               III квартал

1.Учить сольному исполнению ранее выученных песен.

2.Учить танцевальному движению: полуприседанию с выставле­нием ноги на пятку.

3.Учить инсценировать содержание песен, хороводов.

8.Использовать музыкальную деятельность как средство для ак­тивизации и повышения эмоционального фона восприятия окружа­ющего.

 

 

                I  квартал

1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров, расширять музыкальные впечатле­ния.

Продолжать развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух.

2. Совершенствовать навыки пения и движения под музыку.
3. Учить детей петь выразительно, правильно передавая мелодию, брать
дыхание (делать вдох) перед началом песни и между фразами, пра­вильно распределять его на протяжении всей фразы. Учить танцевальным движениям: шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом.

4. Учить детей играть несложные мелодии на металлофоне, ба­рабане и т. п.

5. Продолжать учить детей различать звуки по высоте, узнавать знакомые произведения, называть части произведения.

6. Познакомить детей с музыкой М. Глинки, П. Чайковского,
Р. Шумана, В. Моцарта, Д. Кабалевского. Сформировать представле­ния о вокальной, инструментальной, оркестровой музыке.

               

                   II квартал

1. Продолжать развивать творческую активность детей. Разви­
вать стремление самостоятельно исполнять песни, пляски. Учить иг­рать на детских музыкальных инструментах в ансамбле.

2.Учить детей различать и называть танец (полька, вальс, пляска,
песня, марш).

3. Познакомить детей с музыкой М. Глинки, В. Моцарта, С. Про­кофьева.

4. Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню.

Учить детей танцевальным движениям (приставной шаг, шаг с
приседанием, переменный шаг). Учить исполнять танец выразительно.

 

               III квартал

1. Учить детей называть части произведений {вступление, заключение, запев, припев).

2. Познакомить с музыкой Н. Римского-Корсакова, С. Рахмани­нова, Л. Бетховена.

3. Познакомить с вокальной, инструментальной, оркестровой
музыкой.

4. Учить детей петь выразительно, ускоряя, замедляя, ослабляя
звучание.

5.Совершенствовать умение исполнять танцы и играть на дет­ских музыкальных инструментах.

                                                                                                         12-й раздел. Грамота

                    II квартал

 

1. Познакомить детей с гласными буквами А, У, О, И.

2.Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, в вырезании их
из бумаги, в «рисовании» букв в воздухе.

3.Дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы.

4.Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных
АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ.

 

                                III  квартал

 

1. Закрепить знание детьми гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.

Познакомить детей с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

3. Упражнять детей сначала в чтении закрытых слогов типа: ап,
ук, от; потом в чтении открытых слогов типа: пи, ко, та, му, ни.

Учить детей читать слова:

кот      ток      мама  

ком     как      мука

4. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображен­ных с недостающим элементом.

5. Упражнять   в   нахождении   правильно   изображенных   букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

 

                                    I квартал

1.Познакомить детей с буквами: Б, Д, Г, Ф.

2.Упражнять детей в выкладывании  букв из различных материалов.

3. Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающи­ми элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении пра­вильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркаль­но написанных букв.

4. Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов с новыми буквами, потом открытых слогов, а затем слов и предложений, со­стоящих из двух-трех слов.

                              

                            II квартал

1.Познакомить детей с буквами: В, X, Ы, С, 3.

2.Упражнять детей в узнавании пройденных букв с недостаю­щими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

3.Упражнять детей в чтении закрытых слогов с новыми буква­ми, открытых слогов, слов, предложений.

 

                            III квартал

1.Познакомить детей с буквами: Ш, Ж, Э.

Виды работ с новыми буквами аналогичны описанным выше.

 

                    I квартал

1.Упражнять детей в «печатании» и чтении слогов, слов, пред­ложений с пройденными буквами.

2.Познакомить детей с новыми буквами: Й, Е, Е, Ю, Я.

3.Учить детей «печатать» и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.

4. Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

5. Закрепить умение составлять буквы из 2—3 палочек, транс­формировать буквы, различать правильно и неправильно напечатан­ные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

 

                   II квартал

1.Познакомить детей с новыми буквами: Ц, Ч, Щ.

2. Совершенствовать умение трансформировать буквы, разли­чать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечаты­вать» незаконченные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга.

3.Закрепить умение правильно называть буквы русского алфа­вита.

             

                     III квартал

1.Познакомить детей с новыми буквами: Л, Р, Ь, Ъ.

3. Учить узнавать буквы из разных шрифтов.

4.Выучить алфавит.

5.Обеспечить формирование первоначальных навыков овладе­ния письменной речью.