+8 (918)500-92-88
г.Новочеркасск, ул. Красноармейская, д.15
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14
18.06.2022

Вопрос от родителей "У ребенка нарушена слоговая структура слова. Что делать?"

Типы нарушений слоговой структуры слова 


А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова: 
1. Нарушение количества слогов: 
​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток; 
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино; 
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната; 
2. Нарушение последовательности слогов в слове: 
Перестановка слогов: «деворе» — дерево; 
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот; 
3. Искажение структуры отдельного слога: 
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул; 
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон; 
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы; 
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога). 
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы; 
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка. 


Этапы работы над слоговой структурой слова 


Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. 
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова можно выделить 2 этапа: 
подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале; 
собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слова у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале. 


Подготовительный этап 


Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям: 
формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки; 
развитие временно-пространственной ориентировки; 
развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. 
Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. 
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки 
1. Ориентировка в собственном теле 
«Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?). 
«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»). 
«Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов). 
2. Ориентировка в трехмерном пространстве 
«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?») 
«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). 
«Найди клад» (ориентировка по схемам). 
«Где гудит паровоз» (определение местоположения звука). 
II. Развитие временно-пространственной ориентировки 
«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?) 
«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий). 
«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)  

    Комментарии
    01.02.2023 в 00:00
    Марина :Re: Вопрос от родителей "У ребенка нарушена слоговая структура слова. Что делать?"01.02.2023 в 00:00
    01.02.2023 в 00:00
    Скинула ссылку сестре в станицу, у нет специалиста в детском саду, спасибо
    11.11.2022 в 00:00
    Денис :Re: Вопрос от родителей "У ребенка нарушена слоговая структура слова. Что делать?"11.11.2022 в 00:00
    11.11.2022 в 00:00
    Круто, подробно
    19.09.2022 в 00:00
    Василиса :Re: Вопрос от родителей "У ребенка нарушена слоговая структура слова. Что делать?"19.09.2022 в 00:00
    19.09.2022 в 00:00
    Очень нужная информация
    07.09.2022 в 00:00
    Аноним :Re: Вопрос от родителей "У ребенка нарушена слоговая структура слова. Что делать?"07.09.2022 в 00:00
    07.09.2022 в 00:00
    Очень нужная информация
    03.08.2022 в 00:00
    Людмила Олеговна :Re: Вопрос от родителей "У ребенка нарушена слоговая структура слова. Что делать?"03.08.2022 в 00:00
    03.08.2022 в 00:00
    Благодарю
    18.06.2022 в 00:00
    Лиля :Re: Вопрос от родителей "У ребенка нарушена слоговая структура слова. Что делать?"18.06.2022 в 00:00
    18.06.2022 в 00:00
    У соседки дочь, речь невнятная, показала вашу статью, наметились направления и дальнейшие действия. Думаю мама поняла, как это серьезно
    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: